Авторский концерт

      Двадцать шестого апреля в органном зале Иркутской филармонии состоялся авторский концерт композитора Лидии Янковской. Программа включала разные жанры, демонстрируя владение разными стилями, своеобразие содержания. В ней была представлена сибирская, байкальская,
тема /кантата “Байкальские письмена”, в обращении к текстам В. Распутина /,
тема духовная, религиозная   / кантата “Свет невечерний” на слова псковского старца отца Николая Гурьянова и Рафаила Ганевича /. Нашел отражение  в произведениях Л. Янковской и интерес к истокам, творческое претворение традиций  /концерт “Русский кант”/. Положенный в его основу исконно русский жанр канта претворяется автором в современной манере: композитор обращается с заимствованным материалом как со своим собственным, преломляя его сквозь призму нового мироощущения человека XX  века.
        Концертный вечер символично открывался мелодией песни
“Славное море”, воспринимавшейся в органной версии   / исполнитель
 Л. Янковская /  как гимн Байкалу. В кантате “Байкальские письмена” лики
древнего озера – моря  постоянно менялись: от таинственно сурового
/ хор, орган, фортепиано /,  многообразно – многоцветного  /аллюзия на стиль
Г. Свиридова/, до величественно могучего в финальном апофеозе.
/Хор Пед. Университета п/у Т. Поздняковой/.
         Части из кантаты  “Свет невечерний” были поручены детскому хору
Школы № 23. Само использование детских чистых голосов в этом произведении – удачная идея. Тембр детских голосов  /хор мальчиков/
издавна применялся, наряду с мужскими, в церковной музыке. К свободно интерпретированной церковной традиции восходит и введение элементов
псалмодирования  / “Матерь Божия” /. В целом это сочинение, стилистически
более простое, классическое, оставило ощущение ясности, проникновенности, духовного веселья   / “Белая церковь” /.
        Концерт  “Русский кант” /для трубы и органа в исполнении М. Сторожева и Т. Куприяновой/  звучал празднично. Траурные канты на смерть Петра Великого “вытеснялись” ликующими, виватными. Такому  печатлению способствовал яркий звук трубы, разнообразие органной регистровки: контрасты мощных басов и звончатости высокого регистра.
          Камерный жанр песни   / “Багульник” на слова И. Ушакова, “Пожалуйста, поверуйте в любовь” на текст М. Сергеева /   был выдержан автором и вокалистом   / Н. Прошин /  в лирическом романсовом стиле, с чертами романтического пафоса.
          Участвовавшие в концерте исполнители показали себя с лучшей стороны: хор “Глория”  /лауреат конкурса “Золотой камертон”/  п/у заслуженного работника культуры Т. Поздняковой легко и уверенно воспроизводивший сложную стилистику кантаты  / солистка Л. Монина, имеющая развитую партию в нескольких частях/; хор школы п/у Н. Полтавской, отлично справившийся с трудной задачей; солисты: заслуженный артист России Н. Прошин, М. Сторожев; Т. Куприянова  /орган/, М. Кириченко /партия фортепиано в кантатах/, композитор, исполнитель и ведущая в одном лице /орган, фортепиано, вступительное слово – комментарий /,  “виновник торжества ” Л. Янковская.
 

И. О. Цахер


вернуться на главную страницу


Music Banner Network
Яндекс цитирования Rambler's Top100

Hosted by uCoz