Двадцать шестого апреля в органном зале
Иркутской филармонии состоялся авторский концерт композитора Лидии Янковской.
Программа включала разные жанры, демонстрируя владение разными стилями,
своеобразие содержания. В ней была представлена сибирская, байкальская,
тема /кантата “Байкальские письмена”, в обращении к текстам В. Распутина
/,
тема духовная, религиозная / кантата “Свет невечерний”
на слова псковского старца отца Николая Гурьянова и Рафаила Ганевича /.
Нашел отражение в произведениях Л. Янковской и интерес к истокам,
творческое претворение традиций /концерт “Русский кант”/. Положенный
в его основу исконно русский жанр канта претворяется автором в современной
манере: композитор обращается с заимствованным материалом как со своим
собственным, преломляя его сквозь призму нового мироощущения человека XX
века.
Концертный вечер символично
открывался мелодией песни
“Славное море”, воспринимавшейся в органной версии / исполнитель
Л. Янковская / как гимн Байкалу. В кантате “Байкальские
письмена” лики
древнего озера – моря постоянно менялись: от таинственно сурового
/ хор, орган, фортепиано /, многообразно – многоцветного
/аллюзия на стиль
Г. Свиридова/, до величественно могучего в финальном апофеозе.
/Хор Пед. Университета п/у Т. Поздняковой/.
Части из кантаты
“Свет невечерний” были поручены детскому хору
Школы № 23. Само использование детских чистых голосов в этом произведении
– удачная идея. Тембр детских голосов /хор мальчиков/
издавна применялся, наряду с мужскими, в церковной музыке. К свободно
интерпретированной церковной традиции восходит и введение элементов
псалмодирования / “Матерь Божия” /. В целом это сочинение, стилистически
более простое, классическое, оставило ощущение ясности, проникновенности,
духовного веселья / “Белая церковь” /.
Концерт “Русский кант”
/для трубы и органа в исполнении М. Сторожева и Т. Куприяновой/ звучал
празднично. Траурные канты на смерть Петра Великого “вытеснялись” ликующими,
виватными. Такому печатлению способствовал яркий звук трубы, разнообразие
органной регистровки: контрасты мощных басов и звончатости высокого регистра.
Камерный жанр
песни / “Багульник” на слова И. Ушакова, “Пожалуйста, поверуйте
в любовь” на текст М. Сергеева / был выдержан автором и вокалистом
/ Н. Прошин / в лирическом романсовом стиле, с чертами романтического
пафоса.
Участвовавшие
в концерте исполнители показали себя с лучшей стороны: хор “Глория”
/лауреат конкурса “Золотой камертон”/ п/у заслуженного работника
культуры Т. Поздняковой легко и уверенно воспроизводивший сложную стилистику
кантаты / солистка Л. Монина, имеющая развитую партию в нескольких
частях/; хор школы п/у Н. Полтавской, отлично справившийся с трудной задачей;
солисты: заслуженный артист России Н. Прошин, М. Сторожев; Т. Куприянова
/орган/, М. Кириченко /партия фортепиано в кантатах/, композитор, исполнитель
и ведущая в одном лице /орган, фортепиано, вступительное слово – комментарий
/, “виновник торжества ” Л. Янковская.
И. О. Цахер